• Приглашаем посетить наш сайт
    Бестужев-Марлинский (bestuzhev-marlinskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1730"


    А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Пумпянский Л. В.: Кантемир
    Входимость: 34. Размер: 121кб.
    2. Прийма Ф. Я.: Антиох Дмитриевич Кантемир
    Входимость: 13. Размер: 113кб.
    3. Предисловие (Переписка Кантемира с сестрой Марией)
    Входимость: 9. Размер: 37кб.
    4. Epodos consolatoria ad oden Pastoris Pimini sortem gregissub tempestatem deplorantis
    Входимость: 9. Размер: 10кб.
    5. Сатира III. О различии страстей человеческих. К архиепископу Новгородскому
    Входимость: 8. Размер: 51кб.
    6. Николаев С. И.: Кантемир Антиох Дмитриевич (Словарь русского языка XVIII века)
    Входимость: 8. Размер: 25кб.
    7. Пумпянский Л. В.: Кантемир и итальянская культура
    Входимость: 6. Размер: 44кб.
    8. Орлов П. А.: Становление русского классицизма
    Входимость: 3. Размер: 24кб.
    9. Сатира III. О различии страстей в человецех. К преосвященнейшему Феофану, архиепископу Новгородскомуи Великолуцкому (вариант)
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    10. Наумова Ольга: Кантемир
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    11. Феофан архиепископ Новгородский к автору сатиры
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    12. Сементковский Р.: Кантемир Антиох Дмитриевич (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    13. Биография (вариант 2)
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    14. Антиох - Марии, 15/26. 01. 1741
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    15. Сементковский Р.И.: Антиох Кантемир. Глава IV
    Входимость: 2. Размер: 34кб.
    16. Биография (вариант 3)
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    17. Сементковский Р.: Кантемир Антиох Дмитриевич (Биографический словарь)
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    18. Сементковский Р.И.: Антиох Кантемир. Заключение
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    19. Сатира I. На хулящих учения. К уму своему
    Входимость: 2. Размер: 35кб.
    20. Мария - Антиоху, 13. 03. 1738  
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    21. Гершкович З. И.: К биографии А. Д. Кантемира
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    22. На Зоила
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    23. Биография (Энциклопедия Кругосвет)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    24. Metaphrasis ps. 36
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    25. Ольшевская Лидия, Травников Сергей: "Смеюсь в стихах, а в сердце о злонравных плачу... "
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    26. Гуаско О.: Жизнь князя Антиоха Кантемира
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    27. Жизнь и творчество Антиоха Дмитриевича Кантемира (автор неизвестен)
    Входимость: 1. Размер: 54кб.
    28. О переводе
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    29. Мария - Антиоху, 26. 08. 1736
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    30. Антиох - Марии, 25. 12. 1739
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    31. Письмо II. К стихам своим
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    32. Эпиграмма I. На самолюбца
    Входимость: 1. Размер: 1кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Пумпянский Л. В.: Кантемир
    Входимость: 34. Размер: 121кб.
    Часть текста: и на всем Ближнем Востоке), то у Дмитрия Кантемира был ключ и к новой европейской науке. Он стал одним из образованнейших в Турции вельмож. Когда в 1710 г. Петр начал турецкий поход, султан назначил Кантемира молдавским господарем. Европейски образованный человек, поклонник русского царя-реформатора, Кантемир задумал освобождение Молдавии от турецкого ига и присоединение ее к России. В 1711 г. он подписал тайный договор с Петром. Окруженный на Пруте превосходящими турецкими силами, Петр в переговорах с великим визирем категорически отказался выдать Турции доверившегося ему Кантемира; визирь был принужден уступить, и Кантемир с семьей (в том числе двухлетним Антиохом) и несколькими тысячами молдавских дворян нашел приют в России. Петр высоко ценил таланты и знания бывшего молдавского господаря и обращался к нему по всем вопросам, касавшимся Ближнего Востока. Впрочем, Дмитрий Кантемир был в этих вопросах европейски признанным авторитетом. Его "История Оттоманской империи" (на латинском языке) была не только известна всей Европе, но для вольтерова поколения, как, кстати, и для самого Вольтера, была основным источником сведений о Турции. В России Кантемир написал еще несколько трактатов (из которых "Книга Систима, или состояние мухамеданския религии" была в переводе с латинского издана в...
    2. Прийма Ф. Я.: Антиох Дмитриевич Кантемир
    Входимость: 13. Размер: 113кб.
    Часть текста: принадлежностью, ни образом своих мыслей не связанных с духовным сословием или авторитетом церкви. Этот перечень открывается именем Антиоха Дмитриевича Кантемира, литературная деятельность которого по ее целеустремленности и общественному значению может быть смело названа подвигом. Антиох Кантемир выступил убежденным сторонником и защитником того строя государственной жизни, который был создан преобразованиями Петра I, выводившими страну из вековой отсталости и носившими, при всей их социальной ограниченности, глубоко прогрессивный характер. Общественно-политическое сознание А. Кантемира, чутко отзывавшееся на противоречия жизни, отразило в себе лучшие приобретения общественной и политической мысли XVIII века. А. Д. Кантемир жил в эпоху, когда только закладывались первые основы современного русского литературного языка; его сатиры написаны по доживавшей уже в то время свой век силлабической системе стихосложения, и тем не менее имя Кантемира, выражаясь словами Белинского, "уже пережило много эфемерных знаменитостей, и классических и романтических, и ...
    3. Предисловие (Переписка Кантемира с сестрой Марией)
    Входимость: 9. Размер: 37кб.
    Часть текста: к кн. Антиоху, 5 писем кн. Константина к кн. Антиоху и два письма кн. Сергею от знакомых, одно из которых на итальянском языке. Все эти письма сначала были разделены и впоследствии вновь объединены в один фонд, в который перешли также другие документы, принадлежащие семье Кантемиров (РГАДА, ф. 1347). Письма от княжны Марии, вместе с другими документами и частью личной библиотеки писателя, были переданы кн. Сергею и потому сохранились в его архиве. Предлагаемая публикация состоит из 16 писем князя Антиоха (1738-1744) и 17 писем сестры Марии (1734-1744) на итальянском языке. (Вторая часть переписки печатается в следующем выпуске РИА, здесь же печатаются два письма кн. Антиоха и 13 Марии; им предпосланы введение, раскрывающее обстоятельства, относящиеся к переписке; лингвистический анализ, относящийся главным образом к итальянскому эпистолярию кн. Кантемира, будет опубликован во введении ко второй части). От первых лет службы кн. Кантемира в Лондоне сохранились только два письма (оба на новогреческом языке): первое "итальянское" послание к сестре датируется 1738 г., когда князь был уже в Париже. Одни письма на итальянском уже были опубликованы И. И. Шимко (Шимко 1891), другие только в русском переводе, из которых ныне публикуются, обозначенные звездочкой, соответствующие подлинники на итальянском; а переводы самого Шимко, отчасти не полные, нами несколько поправлены и дополнены. Письма А. Кантемира направлялись через государственную коллегию иностранных дел и из Петербурга пересылались княжне Марии в Москву. Тем же путем сестра отправляла письма к брату, пересылая их в Петербург на имя своего знакомого И. П. Суды для передачи в коллегию, откуда они шли заграницу с казенными бумагами из канцелярии. Сын итальянизированного...
    4. Epodos consolatoria ad oden Pastoris Pimini sortem gregissub tempestatem deplorantis
    Входимость: 9. Размер: 10кб.
    Часть текста: Или пети, Или, милую возвав дружину, Промеж делы Бражку и винцо поднось по чину, Не унылый. Они ти за то будут при делах Помогати, Масло и творог жирный в творилах Истискати. Для чего ж плачешь, чрез пять дней было Что ненастье, На дождь и стужу смотришь уныло За несчастье? Что мокра осень следует лету, Той противо Отъемлет зима остаток свету - То не диво, Послыша весну, уж ластовицы Появились, Уж журавли и ины птицы Возвратились; Солнце с барашка уж на близнята Преступило, С матерьми юны в полях ягнята Блевут мило; И славна в горах наших Диана Благодатна, Весны дарами, - цветы венчанна, Всем приятна. Оставя горы, в леса проходит С дружиною И, знатна, красных нимф превосходит Лишь главою; На ней черкесский в туле сияет Лук; страшливых, Готова на лов, уж примечает Зверей дивых, В коих вертепах щенков выводят Львы ужасны, Лютый бобр и барс, где детей плодят, Пятном красны; Вскоре ловитвы будет корысти Разделяти, Сих зверей кожи вместо монисты Раздавати; Она и тебя и твое стадо Охраняет, Да не вас льстивых волков зло чадо Повреждает; Ты бо ей главу шипковым венцом Венчал красно, Да в лике богинь России солнцем Светит ясно. Ты в ее праздник в жертву приносишь Агнцев белых, Сыченый братьи медок подносишь С...
    5. Сатира III. О различии страстей человеческих. К архиепископу Новгородскому
    Входимость: 8. Размер: 51кб.
    Часть текста: всякого рода Людям, давши тело то ж и в нем дух, природа - Она ли им разные наделила страсти, Которые одолеть уже не в их власти, Иль другой ключ тому ручью искать нужно? На Хрисиппа первый взгляд вскинь, буде досужно: Хрисипп, хоть грязь по уши, хоть небо блистает Огнями и реки льет, Москву обегает Днем трожды из краю в край; с торгу всех позднее, Вчерашний часто обед кончает скорее, Чем в приходский праздник поп отпоет молебен. Сон, отрада твари всей, ему не потребен, По вся утра тороплив, не только с постели, Но выходит из двора - петухи не пели. Когда в чем барыш достать надежда какая, И саму жизнь не щадит. Недавно с Китая, С край света прибыв, тотчас в другой уж край света Сбирается, несмотря ни на свои лета, Ни на злобу воздуха в осеннюю пору; Презирает вод морских то бездну, то гору; Сед, беззуб и весь уж дряхл на корабль садится, Не себя как уберечь, но товар, крушится. Торгует ли что Хрисипп - больше проливает Слез, больше поклон кладет, чем денег считает. Когда продает - божбы дешевле товару; И хоть Москву всю сходить - другого под пару Не сыщешь, кто б в четверти искусней осьмушку, У аршина умерял вершок, в ведре - кружку. Весь вечер Хрисипп без свеч, зиму всю колеет, Жалея дров; без слуги обойтись умеет Часто в доме; носит две рубашку недели, А простыни и совсем гниют на постели. Один...
    6. Николаев С. И.: Кантемир Антиох Дмитриевич (Словарь русского языка XVIII века)
    Входимость: 8. Размер: 25кб.
    Часть текста: Антиох Дмитриевич [10 (21) IX 1709, Константинополь – 31 III (11 IV) 1744, Париж; похоронен в московском Николаевском греч. м-ре (могила не сохр.)], князь, младший сын молд. кн. Д. К. Кантемира (1673–1723), ученого-энциклопедиста, члена Берлинской академии наук, и Касандры Кантакузен. В кон. 1710 тур. султан назначил отца К. молд. господарем, и он с семьей выехал из Константинополя на родину, где почти сразу вступил в контакт с Петром I и уже в апр. 1711 заключил с ним договор о вхождении в состав России и совместной борьбе против Турции. После неудачного для России Прутского похода (1711) отец К., опасаясь мести со стороны султана, переехал с семьей и четырьмя тысячами подданных в Россию. Петр I подтвердил княжеский титул Кантемиров и наделил отца К. имениями около Харькова. С февр. 1712 (по др. сведениям, с 1713) семья К. жила в Москве, в 1719 переехала в Петербург; часть времени Д. К. Кантемир провел с семьей в укр. имениях (1711, 1715–1717). После смерти в 1713 матери К. заботы по его воспитанию взяла на себя его старшая сестра Мария. Образованием К., его сестры и братьев Константина, Матвея и Сергея занимался до 1721 выехавший в Россию с отцом К. священник Афанасий Кондоиди (греч., лат. и ит. языки; лат. и ит. литературы). Уже в детские годы К. читал и учил наизусть Горация и «Неистового Роланда» Л. Ариосто. Фр. языку и, вероятно, истории права К. обучал немец И. -Г. Фокеродт, выпускник Лейпцигского ун-та, секретарь отца К. в 1715–1718. Возможно, именно он познакомил К. с фр. поэзией (Н. Буало). Рус. языку обучал К. выпускник Славяно-греко-лат. академии И. Ю. Ильинский, живший в семье К. в...
    7. Пумпянский Л. В.: Кантемир и итальянская культура
    Входимость: 6. Размер: 44кб.
    Часть текста: эра, сначала под влиянием офранцуженного греческого же патрициата, а затем и непосредственно, в результате громадного воздействия Французской революции и Наполеоновых войн, -- впрочем, последнее воздействие выходит за пределы "боярской" культуры Румынии; "бонжуристы" (ироническая кличка румын, учившихся в Париже в эпоху реставрации) были уже первыми деятелями буржуазной цивилизации новой Румынии. { 1 Подробности всего сложного хода этих культурных перебоев -- у румынских историков. См. Xénopol. Histoire des Roumains, t. II, P., 1896. Eliade. Histoire de l'esprit public en Roumanie au XIX-е s., t. I, P., 1905. Costolescu. Influence des romantiques franèais sur la poésie roumaine. 1909. У этих же авторов и дальнейшая библиография.} Из этой краткой справки выясняется, что в интересующую нас эпоху (примерно, от господарства Василия Волка в середине XVII в. до начала XVIII в.): 1) греческий язык еще не был разговорным языком молдаванской аристократии. Казус с принцем де-Линь, который в 1788 г. принял ясских бояресс за гречанок, был бы невозможен в 1688 г. Следовательно, если в семье Кантемира греческий язык был хорошо известен, перед нами вовсе не рядовое явление, а особое, объясняющееся...
    8. Орлов П. А.: Становление русского классицизма
    Входимость: 3. Размер: 24кб.
    Часть текста: принадлежат девять сатир: пять написанных в России и четыре — за границей, куда он был направлен в качестве посла в 1732 г. Сатирическая деятельность писателя наглядно подтверждает органическую связь русского классицизма с потребностями русского общества. В отличие от предшествующей литературы все произведения Кантемира отличаются сугубо светским характером. Сатиры Ранним литературным опытом молодого писателя была «Симфония на Псалтырь», т. е. алфавитно-тематический указатель к одной из книг Библии. К этому же времени относятся не дошедшие до нас его песни на любовные темы, которые были очень популярны у современников, но сам поэт ценил их невысоко. Лучшими произведениями Кантемира были сатиры, первая из которых «На хулящих учение. К уму своему» была написана в 1729 г. Ранние сатиры Кантемира создавались в эпоху, наступившую после смерти Петра I, в обстановке борьбы между защитниками и противниками его реформ. Одним из пунктов разногласий было отношение к наукам и светскому образованию. В этой обстановке, по словам одного из исследователей Кантемира, первая сатира «явилась произведением огромного политического звучания, так как она была направлена против невежества как определенной социальной и политической силы, а не абстрактного порока... невежества...
    9. Сатира III. О различии страстей в человецех. К преосвященнейшему Феофану, архиепископу Новгородскомуи Великолуцкому (вариант)
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    Часть текста: бывают: Феофан, ему же все известно, что знати Может человек и ум человечь поняти! Скажи мне (ты бо можешь!): всем всякого рода Людям давши тело то ж и в нем дух, природа Как страстьми столь различны сердца их исполни, Их же власть преодолеть никако же вольны? Заря еще не стала, солнце почивает, Еще ночь темнотою небо покрывает, Все всюду покоятся, и спит вся тварь смело, А Тиций ворочает по постели тело, Стрясает с глаз сон спешно, дабы день в постели Не застал. Исходит вон - петухи не пели; Чаял бы, что пищи той к утру не имеет, Так чтоб час не пропустить, жаден, торопеет; Да не то! уж сундуки под вагой вздыхают, В мешках уж заржавенны деньги молью тают. Что же? Жадность несчетно множить беспрестанно Богатство мучит его ночью, в вечер, рано; Так всю жизнь свою нурит, не зная покою, Все сбирая, будто в гроб все возмет с собою. Сегодня услышал, что караван с Китая Прибыл, в нем фарфорная посуда драгая Множеством привезена и за мал у цену Продают, которую, если везти в Вену, Велик барыш принесет; бежит убо спешно, Чтоб кто прежде не скупил, тужит неутешно, Торгует...
    10. Наумова Ольга: Кантемир
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    Часть текста: — из рода византийских императоров. Занесла судьба в чужую страну, есть знатность, достаток (по нашим меркам, богатство) — живи и радуйся. Он и жил. И радовался, конечно. Но по-своему. Характер Антиох Кантемир имел книжный, тихий, домашний. Из него получился бы прекрасный ученый, недаром еще лет в 18–20 его прочили в президенты только что открытой Академии наук. И человек он был мягкий, добрый, никогда не мог настоять на своем. Даже на братца, отобравшего у него наследство, не возроптал, только урезал свои и без того скромные расходы. Почему же он все время оказывался в гуще событий — то возводил на престол Анну Иоанновну, то гремел на всю страну своими сатирами, острыми и язвительными, то переводил научные труды, которые запрещали и объявляли богопротивными? Наверное, время было такое — время перемен. Своей мощной рукой Петр выдернул Россию из затянувшегося средневековья, и она пыталась наверстать все столетия, на которые отстала от Европы. Каждый...