Поиск по творчеству и критике
Cлова начинающиеся на букву "Щ"
Список лучших слов
Кол-во | Слово (варианты) |
15 | ЩАДИТЬ (ЩАДИТ, ЩАДЯ, ЩАДИЛ) |
1 | ЩАСТЬЕ |
1 | ЩЕБЕНЬ |
1 | ЩЕГОЛИХА (ЩЕГОЛИХ) |
19 | ЩЕГОЛЬ (ЩЕГОЛЯ, ЩЕГОЛИ, ЩЕГОЛЕЙ) |
1 | ЩЕГОЛЬСКАЯ (ЩЕГОЛЬСКИЕ) |
11 | ЩЕГОЛЬСТВО (ЩЕГОЛЬСТВА, ЩЕГОЛЬСТВУ, ЩЕГОЛЬСТВЕ) |
2 | ЩЕГОЛЯТЬ (ЩЕГОЛЯЛИ) |
3 | ЩЕДРИНА |
4 | ЩЕДРОТА (ЩЕДРОТУ, ЩЕДРОТОЮ) |
8 | ЩЕДРЫЙ (ЩЕДРО, ЩЕДРА, ЩЕДР, ЩЕДРОЕ) |
7 | ЩЕКА (ЩЕКИ, ЩЕКАМ, ЩЕК) |
1 | ЩЕКОТЛИВЫЙ (ЩЕКОТЛИВОМУ) |
4 | ЩЕЛЬ (ЩЕЛИ, ЩЕЛЯХ) |
1 | ЩЕНКОВ |
2 | ЩЕНОК |
2 | ЩЕПЕТИЛЬНОСТЬ |
1 | ЩЕТИННИКОВЫЙ, ЩЕТИННИКОВ (ЩЕТИННИКОВЕ) |
6 | ЩИ (ЩЕЙ, ЩАХ) |
3 | ЩИПАТЬ (ЩИПЛЕТ) |
1 | ЩИПКОВЫЙ (ЩИПКОВЫХ) |
5 | ЩИТ (ЩИТОМ, ЩИТА) |
1 | ЩУПАТЬ (ЩУПАЕТ) |
Несколько случайно найденных страниц
по слову
ЩЕГОЛЬ (ЩЕГОЛЯ, ЩЕГОЛЕЙ, ЩЕГОЛИ)
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Часть текста: мои не нравны, того прошу, чтоб их не чел; а кто меня за них хулить станет, тот помнил бы, что дурной лицом николи зеркала не любит. Уме слабый, плод трудов недолгой науки! Покойся, если хочешь прожить жизнь без скуки: Не писав дни летящи века проводити Можно и хвалу достать, хоть творцом не слыти. Противно учение, творец немил, чаю, Когда чту книгу кому - говорит: скучаю! Правда, наш младый монарх немала надежда Есть музам: постыдится пред ним всяк невежда; Аполлон не слабу в нем ощутил защиту, Видел того самого чтяща его свиту, И под сенью милости его всем обильно Тщится множить Парнаса жителей он сильно. Но то беда: многие в царе похваляют За страх то, что в подданном дерзостно ругают. Никакое плод, все кричат, не видим науки: Ученых хоть голова полна - пусты руки. Любят больше телесну - не ума украсу. Епископом хочешь быть - уберися в рясу, Сверх той тело с гордостью риза полосата Да прикроет; на шею повесь цепь от злата, Клобуком покрой главу, брюхо - бородою, Клюку пышно повели нести пред тобою; Раздувшися в карете, когда сердце с гневу Трещит, всех благословлять нудь праву и леву. Под видом смирения зависть преглубока, Да цветет в сердце к власти охота жестока. Священноначальника всяк тя в сих познает Знаках; благоговейно отцом называет. Что в науке? Что с нея пользы церкви будет? Иной, пиша проповедь, выпись позабудет, От чего вред доходам и церковной славы; Лишь сокровище б цело, хоть души нездравы. Ереси и расколы суть науки дети; Больше врет, кому далось больше разумети; В безбожие приходит, кто над книгой тает, - Говорит тот, кто и сам мало бога знает. Щеголь тужит, что много бумаги исходит На печатание книг, а ему приходит, Что не в чем уж завертеть завитые кудры; Не сменит на Сенеку он фунт доброй пудры; Пред Егором Виргилий двух денег не стоит; Рексу - не Цицерону похвала достоит. Стоит философии кафтан, сшит богато, Где, мудро изложено, блещет сребро, злато. Как красно распещренный павлин хвалит тело, Ноги той, главу же сей...
Входимость: 3. Размер: 24кб.
Часть текста: за границей, куда он был направлен в качестве посла в 1732 г. Сатирическая деятельность писателя наглядно подтверждает органическую связь русского классицизма с потребностями русского общества. В отличие от предшествующей литературы все произведения Кантемира отличаются сугубо светским характером. Сатиры Ранним литературным опытом молодого писателя была «Симфония на Псалтырь», т. е. алфавитно-тематический указатель к одной из книг Библии. К этому же времени относятся не дошедшие до нас его песни на любовные темы, которые были очень популярны у современников, но сам поэт ценил их невысоко. Лучшими произведениями Кантемира были сатиры, первая из которых «На хулящих учение. К уму своему» была написана в 1729 г. Ранние сатиры Кантемира создавались в эпоху, наступившую после смерти Петра I, в обстановке борьбы между защитниками и противниками его реформ. Одним из пунктов разногласий было отношение к наукам и светскому образованию. В этой обстановке, по словам одного из исследователей Кантемира, первая сатира «явилась произведением огромного политического звучания, так как она была направлена против невежества как определенной социальной и политической силы, а не абстрактного порока... невежества воинствующего и торжествующего, облеченного авторитетом государственной и церковной власти» [1] . Объектом сатиры стали гонители, или, по выражению самого автора, «хулители», наук и просвещения. Обращение писателя к своему уму, т. е. к самому себе, указывало читателю на то одиночество, в котором оказался молодой поэт среди осмелевших после смерти Петра I мракобесов. В сатире выведены два типа невежд. К первому из них относятся святоши Критон и помещик Силван. Их абсолютно не затронули нововведения петровского времени, и они предпочитают во всем придерживаться «праотческих» порядков....
Входимость: 2. Размер: 10кб.
Часть текста: возрасте, обрел в ней свою подлинную родину. Будущий сатирик получил блестящее образование сначала под руководством домашних учителей грека Анастасия Кондоиди и Ивана Ильинского (воспитанника Московской славяно-греко-латинской академии). В 1724-25 гг. поступает в Петербургскую Академию наук, прослушивает лекции профессоров по математике, физике, истории, нравственной философии. В 1725 Антиох Дмитриевич поступил на военную службу. В 1728 был произведен в поручики (первый офицерский чин). В 1730 Кантемир вместе с другими членами «Ученой дружины» (Феофаном Прокопович и историком Татищевым) принял деятельное участие в борьбе против известной «затейки» реакционных «верховников»— врагов петровских реформ, пытавшихся при вступлении на престол Анны Иоанновны ограничить самодержавие в корыстных интересах дворянских олигархов. В этой борьбе победу одержало новое дворянство, но сам Кантемир никаких личных наград не получил. Литературная деятельность Кантемира началась с переводов, а также с создания любовных песен. Его любовные стихи пользовались большой популярностью у его современников (что засвидетельствовал сам поэт в своей IV сатире), но до нашего времени не дошли. Первым же его печатным произведением была «Симфония на Псалтырь» (указатель к стихам из псалмов Давида), изданная в 1727. В 1730 поэт закончил перевод трактата Фонтенеля «Разговоры о множестве миров», в котором отстаивалась гелиоцентрическая система Коперника, наносившая удар по церковникам. Этот труд был опубликован только в 1740, а в 1756 по решению синода как «богопротивная книжичища», полная «сатанинского коварства», был конфискован. Характерно, что именно в периоды временного ослабления реакции кантемировский перевод Фонтенеля был издан еще дважды (в 1761 после...
Входимость: 1. Размер: 31кб.
Часть текста: явлением небывалым, новаторским. Князь Кантемир предпочитал идти непроторёнными дорогами в отечественной поэзии, осваивая жанры стихотворной сатиры, дружеского литературного послания, эпиграммы, оды, басни, героической поэмы. При этом создатель первой русской сатиры отрицал обвинение в копировании античных и европейских образцов. История создания первой сатиры Кантемира до сих пор окончательно не прояснена. Известно, что ранняя редакция произведения была создана поэтом в 1729 году в Петербурге, в 1732–1738 годах в Лондоне она была существенно переработана, а окончательный вариант её сложился к 1743 году, в период пребывания Кантемира в Париже. Хрестоматийный текст сатиры, известный каждому образованному человеку, следует датировать не 1729 годом, как принято в учебной литературе, а концом 30-х — началом 40-х годов XVIII века, когда развитие русской поэзии определяли В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов. С точки зрения литературного мастерства окончательная редакция первой сатиры...
Входимость: 1. Размер: 35кб.
Часть текста: Палат, ни расцвеченна марморами саду; Овцу не прибавит он к отцовскому стаду. Правда, в нашем молодом монархе надежда Всходит музам немала; со стыдом невежда Бежит его. Аполлин славы в нем защиту Своей не слабу почул, чтяща свою свиту Видел его самого, и во всем обильно Тщится множить жителей парнасских он сильно. Но та беда: многие в царе похваляют За страх то, что в подданном дерзко осуждают. "Расколы и ереси науки суть дети; Больше врет, кому далось больше разумети; Приходит в безбожие, кто над книгой тает, - Критон с четками в руках ворчит и вздыхает, И просит, свята душа, с горькими слезами Смотреть, сколь семя наук вредно между нами: Дети наши, что пред тем, тихи и покорны, Праотческим шли следом к божией проворны Службе, с страхом слушая, что сами не знали, Теперь, к церкви соблазну, библию честь стали; Толкуют, всему хотят знать повод, причину, Мало веры подая священному чину; Потеряли добрый нрав, забыли пить квасу, Не прибьешь их палкою к соленому мясу; Уже свечек не кладут, постных дней не знают; Мирскую в церковных власть руках лишну чают, Шепча, что тем, что мирской жизни уж отстали, Поместья и вотчины весьма не пристали". Силван другую вину наукам находит. "Учение, - говорит, - нам голод наводит; Живали мы преж сего, не зная латыне, Гораздо обильнее, чем мы живем ныне; Гораздо в невежестве больше хлеба жали; Переняв чужой язык, свой хлеб потеряли. Буде речь моя слаба, буде нет в ней чину, Ни связи, - должно ль о том тужить дворянину? Довод, порядок в словах - подлых то есть дело,...