• Приглашаем посетить наш сайт
    Аксаков К.С. (aksakov-k-s.lit-info.ru)
  • Сатира IV. К музе своей (вариант)

    САТИРА IV

    К МУЗЕ СВОЕЙ

    Музо! не пора ли стиль отменить твой грубый
    И сатир уж не писать? Многим те нелюбы,
    И ворчит уж не один, что, где нет мне дела,
    Там вступаюсь и кажу себя чересчур смела.

    Много видел я таких, которы противно
    Никому не писали, угождая льстивно,
    Да и так мало счастья возмогли достати;
    А мне чего по твоей милости уж ждати?
    Всякое злонравие, тебе неприятно,
    Смело хулишь, а к тому и говоришь внятно;
    Досаждать злым вся жадна - то твое веселье,
    А я вижу, что в чужом пиру мне похмелье.

    Вон Клеоб уже протест на меня готовит,
    Что нечистый в тебе дух бороду злословит;
    Иной не хочет писать указ об отказе,
    Что о взятках говоришь, обычных в приказе;
    И Лентул с товарищи, сказывают, дышет
    Гневом и, стряпчих собрав, челобитну пишет,
    Хочет-де скоро меня уж на суд позвати,

    Пьяниц добрых и с ними кружальны доходы.
    А Брутус, тверды всегда любящий доводы,
    Библию, говорит, всю острожской печати
    С доски до доски прошед, готов показати,
    Что противно закону и безбожных дело
    Мантию полосатой ризою звать смело.
    Одним словом, сатира, что чистосердечно
    Писана, досаждает многим, всеконечно,
    Ибо всяк в сем зеркале, как станет смотрети,
    Мнит, зная себя, лицо свое ясно зрети.
    Музо, свет мой, стиль твой мне, творцу, ядовитый,
    Кто бить всех нахалится, часто живет битый;
    И стихи, что чтецов всех на смех побуждают,
    Часто слез издателю причина бывают.
    Знаю, что правду пишу и имен не значу,
    Смеюсь в стихах, а в сердце о злонравных плачу;
    Да правда редко люба и часто некстати -
    Кто же от тебя когда хотел правду знати?
    Вдругорь скажу: не нравна, - угодить не можно,
    Всегда правду говоря, а хвалити ложно
    Приличнее живущему между человеки,

    Чего ж плакать, что люди хромают душою?
    Коли правдой все идти - таскаться с сумою.
    Так мода: иль закажи, чтоб шляп не носили
    Маленьких, или люди пусть живут как жили.
    Лучше нас пастыри душ, которых и правы
    И должность есть народа исправляти нравы,
    Да молчат: на что в ссору вступать со всем светом?
    Зимой дров никто не даст, негде гулять летом.
    Буде мыслишь, что Персий, Ювенал, Гораций
    Римлянов всех осмеял, славных из всех наций,
    И ничто претерпели, не страх тем, но слава
    Следовала от сатир, и что того ж права
    Причастник был Боало, всей Франции чудо, -
    Позволь учтиво сказать, что ты мыслишь худо.
    Где римлянов тех и где француза сатиры?
    Их дозрелые стихи не как твои, сыры, -
    В них шутки вместе с умом цветут превосходным
    И слова гладко текут, как река природным
    Током, и что в речах кто себе зрит досадно -
    Не в досаду себе мнит, что сказано складно.
    А в твоих что такого? без всякой украсы

    Так ли теперь говорят, так ли живут в людях?
    Мед держи на языке, а желчь всю прячь в грудях;
    И, недруг сущи смертный, тщись другом казаться,
    Если хочешь нечто быть и умным назваться.

    Зачнем, музо, в похвалах перья притупляти,
    Ну-тка станем Туллию приветство писати.
    Туллий, знаешь ты, лукав, что если рассудно
    Истолковать, то в нем ум похвалить не трудно.
    Оставя убо, что есть, сделаем такого,
    Каков бы он должен быть; мода та не нова,
    Всяк так пишет, кто хвалить у нас теперь хочет:
    Тому, кому вьявь поет, сам в сердце хохочет.

    Если Туллий не нравен, выбери другого.
    Вот хорош Сильвандр; он тих, не добьешься слова
    От него чрез целый день, и хотя ты знаешь,
    Что он с глупости молчит, если пожелаешь,
    Можешь сильно доказать, что муж он не простый,
    Но с рассудства обуздал язык свой преострый.

    Хорош, право, и Квинтий; в десть книгу составить
    Можешь, коль дела его захочешь прославить.
    Видишь, как он приятен, всякого ласкает,

    И силится всякому быти благодетель,
    Как сулит, - не однажды слов тех бог свидетель.
    Полно того; а с чего таков он бывает,
    Писать незачем: благо, что мало кто знает.
    Не пиши того, что он затем столь умилен
    И добр ко всем, что вредить никому не силен.
    Да много таких, о ком списать стопу целу
    Можно; легко их узнать, хоть нет в спине мелу.
    Поверь мне, убытку нет хвалить, хотя ложно,
    Коль мзды в том не получишь - пострадать не можно.
    Буде ж тебе род стихов таковых несроден,
    Запой, как Тирсис-пастух Люцинде негоден;
    Как, когда овец своих на водные токи
    Приводя, плачет: раны от любви глубоки;
    Как, блудящи с горести в лесу край до края,
    Часто петь нудит эхо, Люцинду взывая.
    Коли ж петь скучишь, можно причину сыскати
    Печальное что писать; и что больше кстати
    Нам здесь, смертным, как печаль? Тужить не напрасно
    Можем, приближаяся к смерти повсечасно.
    Есть о чем писать - была б лишь к тому охота;

    А лучше век не писать, чем писать сатиру,
    Яже ненавистная мя, творца, чинит миру!
    Но всуе тебя к сему, музо, побуждаю:
    Рифмы не могу прибрать, как хвалить желаю;
    Сколько ногти ни грызу и тру лоб вспотелый,
    С трудом стишка два сплету, да и те неспелы,
    Тверды, ушам досадны и на те походят,
    Которы по азбуке святых житье водят.
    А как что вредно в нравах усмотрю - прилежно
    Стихи под пером текут, и выразить нежно
    Так мне легко, как тому, кто был в краи чужды,
    Узнать доброе вино и кое пить с нужды.
    Не могу никак хвалить, что хулы достойно, -
    Всякому имя даю, какое пристойно;
    Не то в устах, что в сердце, иметь я не знаю:
    Свинью свиньей, а льва львом просто называю.
    Нескладно же, мне мнится, в доме стадо гнати,
    И рог громкий посреди Москвы надувати,
    И, сидя в теплой избе, бранить ветры злые,
    В стенах нудить эхо петь песни полевые.
    И не смешон ли б я был, коль, любви не зная,

    А Ирис вымышленна - не видывал сроду;
    Однак по ней то гореть, то топиться в воду,
    И всечасно сказывать, что вот умираю,
    Хоть сплю, ем сильно и в день ведро выпиваю.
    Печальное же писать нет воли, ни силы.
    Хоть я знаю, что умру, да дни, ей! мне милы,
    И глупо, мне кажется, что гроб близк, тужити,
    Коли в нем хоть сегодне, хоть завтре, а быти!
    Одним словом, в сатирах хочу состарети,
    А не писать мне нельзя: не могу стерпети,
    Когда вижу, что мельник, с волосов недавно
    Стрёсший муку, нажив уж имя в людях славно,
    Спесивится и, гневом полн, жмурит глазами,
    Что в палате делают мухи пыль крылами.
    Коль глупец, что губы чуть помазал в латину,
    Хвастает наукою и ищет причину
    Безвременно всем скучать долгими речами,

    Коли напудрен гребец и в парче сын дьячий,
    Мудрец спит на войлоке, на пуху - подьячий,
    И чтят того, кто может денег больше дати, -


    Доедет меня скоро, или уж в глубоком
    Узрю возрасте свои седины в покою,
    В чужестранстве ль буду жить или над Москвою,
    Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати,

    И понеже ни хвалить, ни молчать не знаю,
    Одно благонравие везде почитаю, -
    Проче в сатиру писать в веки не престану,
    Разве в жидах не станет денег и обману,

    И целовальник в вино воду лить забудет.

    Примечания

    "Четвертую сию сатиру писал автор в начале 1731 году, после первой книги "Петриды" и всех тех стихов, которые до сих пор народу известны. Причина ея есть, что хочет он с музою своею договор учинить, чтоб впредь сатир не писать, и резоны тому ставит, что бедственно ремесло есть людям смеятися, и можно от того пострадать; но напоследок признает, что нельзя ему сатиру не писать, хотя бы знал неведомо что претерпеть. Боало подобную сатиру написал, которая в его сатирах есть числом седьмая, из сей наш автор много имитовал, хотя большую часть от себя прибавил. Есть нечто в ней из Ювеналовой первой сатиры, только что слова все новые, хоть дело подобное".

    Ст. 13. Клеоб уже протест на меня готовит. "Под именем Клеоба означает сатирик человека суеверного, который с глупости думает, что богопротивное есть дело смеяться бороде, и говорит, что нечистый дух в авторе бранит так достойно чтительное лица украшение. Протест есть латинское слово, по-русски довод. Вся Клеобова злость устремляется против 20-го ст. 1-й сат.".

    "Лентул есть человек, который защищает всякое злонравие для пользы своей и прибытка".

    Ст. 20. Что хуля Клитесов нрав. "В 3-й сат., в ст. 244, под именем Клитеса описал сатирик пьяницу".

    Ст. 22. А Брутус. "Брутус есть притворное имя, которым сатирик означает человека чрезмерно охотника к ученым ссорам и потому сказывает, что он всю библию прошел, только чтоб показать, что неприлично мантию, столь священное дело, называть ризою полосатою. Для того же библию острожской печати, что Брутус староверец, и то любит, что глупее: знает, что московской печати библия правильнее и с греческим сходнее, да острожская старее, убо и лучше".

    Ст. 45-46. Чтоб шляп не носили маленьких. "В 1731 году мода была в Москве весьма малые шляпы носить".

    Ст. 70. Станем Туллию приветство писати. "Вымышленное имя есть Туллия, так как и прочие, которые в следующих стихах найдешь, и гораздо умно автор в сем поступает, ибо не только сатирику, но и казнодею (которых власть гораздо больше) неприлично злонравного, именем называя, обличать. Поверь мне, коли пьяница видит, что о пьянице писано, хоть описание то было бы под именем Клитеса или Сенеки, узнает, что то об нем писано; однако ж за то сердитовать непристало и дурно, потому что таким образом сам свое имя покажет, когда автор укрыти его силится, и сделает то, чтоб весь свет знал то, что теперь один, может быть, сатирик только знает".

    "Не все, которые были в чужих краях, в сем стихе заключаются, ибо многие, и большая их часть, гораздо не напрасно ездили, но в большой семье не без урода; есть и такие, которые вкус вина знают, да и то не худо, понеже и то искусство, лишь бы вкус тот не был весьма приятен".

    "Т. е. нескладно в городе полевые писать песни, ибо рог - полевой инструмент".

    Ст. 148. Ест и пьет аргументом. "Аргумент называется в логике, когда два предложения сличаю с некоим третьим предложением, и, усмотрев, что оба те сему третьему подобны, замечаю, что и меж собою они подобны. Вот образец: тот беден, который всегда недоволен; скупой всегда недоволен; убо скупой беден".

    Раздел сайта: