• Приглашаем посетить наш сайт
    Маркетплейс (market.find-info.ru)
  • Песнь II. О надежде на бога

    ПЕCHЬ II

    О НАДЕЖДЕ НА БОГА

    Видишь, Никито, как крылато племя
    Ни землю пашет, ни жнет, ниже сеет;
    От руки высшей, однак, в свое время
    Пищу, довольну жизнь продлить, имеет.

    Лилию в поле видишь многоцветну -
    Ни прядет, ни тчет; царь мудрый Сиона,
    Однако, в славе своей столь приметну
    Не имел одежду. Ты голос закона,

    В сердцах природа что от век вложила
    И бог во плоти подтвердил, внушая,
    Что честно, благо, - пусть того лишь сила
    Тобой владеет, злости убегая.

    О прочем помысл отцу всемогущу
    Оставь, который с облак устремляет
    Перуны грозны и бурю, дышущу
    Гибель, в приятно ведро обращает.

    Что завтра будет - искать не крушися;
    Всяк настоящий день дар быть считая,
    Себе полезен и иным потщися
    Учинить, вышне наследство жадая.

    Властелин мира нужду твою знает,

    Кто того волю смирен исполняет,
    Не отщетится своей в нем надежды.

    Примечания

    Основание сей песни взято из Евангелия и из Горация. Чудно, сколь меж собою Спаситель и римский стихотворец согласуются в совете о отложении лишних попечений и сколь от того разгласные заключения производят. Смотри в святом Евангелии от Матфея, гл. 6, ст. 28 и от Луки, гл. 12, ст. 27, да Горациеву оду 9 книги I.

    Ст. 1. Видишь, Никита. Ода сия писана к князю Никите Юрьевичу Трубецкому, приятелю нашего стихотворца. Гораций свою начинает:

    Vides, ut alla stet nive candidum
    Soracte.

    <Видишь, как высится блестящий от снега Соракт.>

    А в Евангелии чтем: Воззрите на птицы небесные и проч.

    Ст. 5. Лилию в поле видишь. Лилия, крин сельный. Сия последняя речь была бы лучше, но нужда меры и рифмы понудила употребить слово украинское.

    Ст. 6. Царь мудрый Сиона. Сиречь Соломон премудрый.

    Ст. 8 по 12. Ты голос закона и проч. Ты, внушая себе голос того закона, который природа самая от век тебе в сердце вложила и слово в плоти (сиречь Спасителя) потом утвердила, к тому одному прилежи, что честно и благо, бегая всякого злого дела.

    Ст. 13 по 16. О прочем помысл. О прочем попечение оставь всемогущему богу, который устремляет из облак грозные перуны и который силен обратить в приятное вёдро бурю, дышащую гибель.

    Permitte divis caetera: qui simul
    Stravere ventos aequore fervido
    Deproeliantes; nec cupressi,
    Nec veteres agitantur alni.

    <Предоставь богам все остальное; они только что усмирили нетры, бушующие на клокочущей поверхности моря, и ни кипарисы, ни старые ольхи не колышутся больше.>

    Ст. 17. Что завтра будет - искать не крушися.

    Quid sit futurum cras quaerere: et

    Apponne.

    <Что произойдет завтра - избегай доискиваться, и сколько бы дней судьба ни подарила - считай это своим барышом.>

    Ст. 21. Властелин мира. Бог, сиречь, нужду твою знает.