• Приглашаем посетить наш сайт
    Сологуб (sologub.lit-info.ru)
  • О жизни спокойной

    О ЖИЗНИ СПОКОЙНОЙ

    О! коль мысли спокойны зрю в тебе, Сенека!
    Ей, ты должен быть образ нынешнего века.
    Всяк волен тя презирать или подражати -
    Я тебе подобну жизнь хочу повождати.
    Пусть клянет кто несчастья, а я им доволен,
    И когда мя забыли, так остался волен.
    Ах! дражайшая воля, с чем тебя сравняти?
    Жизнь, так покойну, можно ль несчастием звати?
    Если осталась хотя мала часть наследства,
    Живу там, отдаленный, дни текут без бедства;
    Когда заря румяна приступит к востоку
    И прогонит всю с неба темноту глубоку,
    За ней лучи златые солнца воссияют,
    Цвет придав всем вещам, их оживотворяют;
    Разны птицы под небом лишь любовь запели -
    Отложив сон свой спешно, встаю я с постели.
    Коли приятно время, иду гулять в поля,
    Сто раз в себе размышляю, коль блаженна воля.
    Ниже желание чести и богатства мучит

    Смотрю ли густы леса, верхи их зелены -
    Разность несказанну древ и всякой премены
    Исполнила природа обильной рукою,
    Дивлюся и говорю тогда сам с собою:
    "О, как вся тварь красна есть повсюду доброта!
    Боже, неизмерима твоя к нам щедрота!
    Неизмерима благость, ты всего начало,
    Ты творец, от тебе все сие быти стало.
    Небесное пространство, купно в нем светилы,
    Смертным нашим очам и жизни столь милы,
    Движение законы от тебя приемлет,
    Всяко тело небесно ум наш не объемлет".
    Оставя высокие мысли, мне невнятны,
    Еще обращу очи на вещи приятны,
    Которыми зрение мое веселится,
    И чем место здешнее отвсюду красится.
    Малы пригорки зрятся, а при них долины;
    Различных трав множество, благовонны крины
    Там с прочими цветами растут под ногами.
    Страна вдали покрыта темными лесами;

    И по лугам зеленым источники вьются.
    Вокруг жатва златая места наполняет,
    За труды земледельцев та обогащает.
    Пройдет довольно время, и мысль веселится,
    Когда уже надлежит домой возвратиться,
    Где все просто, но чисто; пища мне готова;
    Говорю что попало, нет коварна слова,
    По обеде ту или другую забаву
    Найду, приличную мне и моему нраву;
    Иль, чиня брань животным, оных я стреляю,
    Либо при огне книжку покойно читаю.
    Знав все непостоянство и лесть всего мира,
    Не тужу, что мя счастье оставило сира;
    Доволен что есть; впрочем, на что затевати,
    Коли известная смерть всех имать пожрати.

    Примечания

    О жизни спокойной (стр. 270). Впервые опубликовано Т. Глаголевой (Материалы, стр. 61-62). Текст печатается по единственному известному списку (ГПБ, Собр. Вяземского, F, CXXIX). В сборник, подготовленный Кантемиром для печати, не вошло. Авторство Кантемира подробно доказывается в упомянутой статье Т. Глаголевой. Стихотворение написано не позже 1740 г. После этого времени у Кантемира не встречаются силлабические стихи с неупорядоченным предцезурным ударением, какими написано данное стихотворение. По содержанию оно связано с VI сатирой, с философскими письмами и рядом других произведений Кантемира.

    также как поэт, написавший несколько трагедий, сатиру, эпиграммы. Этические воззрения Сенеки носили эклектический характер. Причисляя себя к стоикам, Сенека использовал многие положения эпикуреизма. Умеренность, уход в частную жизнь, внутренняя независимость и душевный покой - таковы основные элементы нравственного идеала, проповедуемого Сенекой в трактатах: "Моральные письма к Луцилию", "О душевном покое", "О досуге" и др. Мораль Сенеки находилась, однако, в резком противоречии с образом его жизни. По словам Энгельса, "этот стоик, проповедывавший добродетель и воздержание, был первым интриганом при дворе Нерона, причем дело не обходилось без пресмыкательства; он добивался от Нерона подарков деньгами, имениями, садами, дворцами и, проповедуя бедность евангелического Лазаря, сам-то в действительности был богачом из той же притчи. Только когда Нерон собрался схватить его за горло, он попросил императора взять у него обратно все подарки, так как с него достаточно его философии" (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XV, стр. 607). От Кантемира не укрылась противоречивость Сенеки (см., например, его примечание к ст. 131 сатиры VI). Тем не менее он считал, что "сего Сенеки имеются многие и почти лучшие из древних нравоучительные книги" (Сатира I, ст. 110, примечание). В стихотворении "О жизни спокойной" также чувствуется, что Кантемир сознает двойственность облика римского философа ("Всяк волен тя презирать или подражати"). Вместе с тем он без колебаний провозглашает свою решимость следовать за Сенекой, имея в виду, конечно, моральные принципы мыслителя, а не противоречившую им практическую деятельность. Поэтому стих 4 "Я тебе подобну жизнь хочу повождати" надо понимать не в буквальном значении. В нем автор провозглашает свое намерение вести жизнь в соответствии с моральной философией Сенеки, что и раскрывается всем содержанием стихотворения. Стихи несомненно навеяны трактатами Сенеки, особенно "De vita beata" и "De tranquillitate animi" ("О счастливой жизни" и "О душевном покое"), названия которых сконтаминированы в заглавии стихотворения "О жизни спокойной". Однако само умонастроение Кантемира, способствовавшее восприятию нравственного идеала Сенеки, имеет глубокие корни в реальной жизни. О том, каков был истинный смысл и практическое значение этого идеала для Кантемира, см. примечание к VI сатире.

    Ст. 41. Другая - страна (сторона).

    Ст. 44. Та - т. е. жатва; жатва обогащает земледельцев (в награду) за их труды.

    Ст. 53. Лесть - обман, ложь.