• Приглашаем посетить наш сайт
    Добычин (dobychin.lit-info.ru)
  • Переводы
    Из Буало. Сатира четвертая. К господину аббату Баеру

    САТИРА ЧЕТВЕРТАЯ

    К ГОСПОДИНУ АББАТУ БАЕРУ

    Любезный мой Баер, откуду бывает,
    Что всяк мудрость в едином себе только чает?
    Прочих мнит всех безумных, и хотя не смыслит,
    А своего соседа сумасшедшим числит.
    Ученый спорит крепко, что знает науку,
    Нужно по-гречески врать, приводит всех в скуку;
    Разве изо ста творцов на память читает,
    Со всем тем малоумным себя объявляет.
    Мнит, что книга все может, и без Аристота
    Рассудок мрачен, смысла падает доброта.
    С другой страны любовник, - только за ним дела,
    Что из двора да во двор всюду бегать смела;
    В паруке светло-русом, чается, что кстати
    Скучливыми речами весь свет утруждати.
    Такой гонит науку, письмы ненавидит,
    Незнание чтет за смысл, себя не обидит.
    Придворным обыкность есть давать почет злату,
    А ученых отсылать в другую палату.

    Мнит и бога обмануть усердием лестным
    И под видом святости страсти свои кроет,
    Человеков всех винит, по-своему строит.
    К тому ж иной безбожник, без души, без веры,
    Волю свою чтит в закон, а там все химеры;
    Демона и адский огнь не чает имети,
    Мнит старинные басни, чтоб боялись дети.
    Рачение то лишно; почто нудит нравы?
    Чай, у всякого ханжи в главе мозг нездравы.
    Единым словом сказать, никто не исчислит
    Все обыкность и как кто различно мыслит.
    Удобнее счесть людей, что одной весною
    От докторов и лекарств покрыты землею;
    Иль сколько девиц знатных чистоту теряют -
    Замуж выходят честны, любимы бывают.
    Почто изъяснять всуе все уже готова?
    Мысль свою вмещу в стихах только чрез два слова:
    Не в гнев глупцам греческим, мудрыми названным,
    Что в сем свете в мудрости нельзя быть избранным, -
    Ей, все люди безумны, как бы ни рачити,

    В пространнейшем лесу, где сто путей бывают,
    Идучи тамо, себя незапно теряют;
    Тот вправо, иной влево, но бегают праздно,
    Ибо едина за?быть объемлет всех разно.
    Всяк следует в мире сем путем неизвестным,
    Где за?быть его водит игранием лестным;
    Тот искусным ся ставит и нас презирает,
    Кто под видом мудреца глупей всех бывает.
    Хотя на сие точно пишется в сатире,
    Но каждый в мудрость ставит глупость свою в мире,
    Следуя во всем свому разуму кривому,
    Добродетели имя нраву дает злому;
    Убо желает ли всяк верно себя зрети,
    Премудр тот есть, кто мудрость не чает имети;
    И кто всегда с другими живет добронравно,
    Знает сам себя, в делах все творит исправно,
    Собственной погрешности не хранит в приязни
    И нелестно нравом злым злые дает казни,
    Но всякий сам за собой вину отпущает.
    Скупой дрожит на деньги, мешки запирает,

    Дурачество разумом дивным быти мнится.
    Кладет всю свою славу и счастье любезно
    Собирать сокровище, себе неполезно.
    Что больше множит, меньше то употребляет,
    Скупость чудная есть страсть, смертными владает.
    Другой столько ж кажется безумен немало,
    Кидает свое добро кому ни попало;
    Душа в нем неспокойна, сам о себе тужит
    И скучает каждый день, что фортуна служит.
    Кто ж из них двух глупее тебе быть возмнится?
    По мне, знать, у обеих в главе мозг вертится,
    Марки в зерновой избе лучше на то скажет,
    В игре своей вседневной доводом покажет,
    Четырнадцати либо семи ожидая,
    Из рога слонова жизнь или смерть будет злая.
    Несчастного предела хитростны наветы
    Уничтожают часто игроков приметы;
    В таком случае на нем дыбом власы станут,
    С ужасом несказанным очи к небу взглянут.
    Ей, беснующемуся подобится сильно,

    Пусть его свяжут страшно, смотреть не в потребу,
    Дабы сей новый титан не приступил к небу.
    Но оставим свободна в такой злой боязни,
    Глупость сама бывает вместо лютой казни.
    Еще ина есть за?быть, в ней же яд приятный -
    Наводя сладость, творит смысл наш весь развратный;
    От любезна нектара память оставляет.
    Иной стал стихотворцем; почто? - сам не знает.
    И хотя слог весь грубый, рифмы не даются,
    Чему во многих местах публично смеются,
    На то мало взирает, труды свои хвалит,
    Виргилия в Парнасе за спиною ставит.
    Что б он учинил, увы! если б кто был в мочи
    Открыть ему на беду ослепленны очи,
    Показав стихи грубы, без красы, без силы,
    На двух словах подняты, власно, как на вилы,
    Речь безрассудна, одна с другой отдаленна,
    Украшением гнусным к строке приплетенна, -
    То б, чаю, проклял свои дни и душа познала,
    Что приятно за?быти мысли потеряла.

    В странной своей болезни мозг столь имел тупый,
    Что чаял, слышит духов в дому своем верно,
    Гармонию дающих сладостну безмерно.
    Один и доктор разумный, конче то я знаю,
    Что вылечил искусством или по случаю,
    Но когда стал требовать за то себе плату,
    "Мне платить,- сказал больной, - деньгам чинить трату!
    Прокляты буди тут же и наука злая,
    Забыть мою излеча, да лишили рая!"
    Гнев его похваляю; коли сказать внуже,
    Из всей нашей худобы рассудок всех хуже,
    Ибо страшит в той час, где веселье блистает,
    Совесть угрызая, нам лежать воспрещает.
    Он уж безмилосердно поступает с нами,
    Будто учитель в школе, стоит за плечами,
    Всегда нас журит, но мы о том мыслим мало,
    Так как у попа время в казанье пропало.
    Ей, всуе казнодей криком тем всечасным
    Рассудок над чувством поставляют власным,
    За божество на земле вменяя, конечно;

    Мыслят, что той едины добро всяко учит.
    Хорош рассудок в книге, читать не наскучит,
    И я тож держу: но как кто ни размышляет,

    Раздел сайта: